Художественная керамика

Ваза

Просмотров: 15Комментарии: 0
Изготовление бутафории

Для изготовления симметрично круглых предметов, как, например, вазы, существует упрощенный способ лепки глиняной модели, так называемый способ перекидного шаблона. Чтобы сделать вазу, сначала на фанеру наносят контурный рисунок половины вазы по вертикальной оси (рис. 5), затем лобзиком выпиливают фанеру по наружному контуру рисунка, то есть изготовляют шаблон. Шаблон укрепляют на доске на навесках, сделанных из жести, чтобы он мог свободно вращаться вокруг своей оси. Под шаблон постепенно подкладывают глину и, вращая его, срезают им излишки глины. Там, где глины не хватает, то есть она не доходит до шаблона, ее докладывают. Таким образом, поворотами шаблона механически изготовляют модель. Работу можно считать законченной тогда, когда шаблон при поворотах будет проходить, касаясь всех точек поверхности модели. Затем шаблон можно открепить и отлить по глиняной модели гипсовую форму.

ваза, выполненная способом перекидного шаблона

По готовой форме выклеивают два экземпляра. Выклейки просушивают, подрезают по контуру, подгоняют друг к другу так, чтобы между ними осталась минимальная щель, и склеивают крепким столярным клеем. Шов надо проклеить узкой полоской ткани и заклеить кусочками бумаги, чтобы заровнять поверхность. В дно вазы вклеивают фанерный кружочек, а в верхнюю часть — фанерное кольцо. То и другое подклеивают кусочками бумаги. Затем в вазе прорезают гнезда для шипов ручек; ручки (выпиленные из фанеры) приклеивают столярным клеем. Когда ваза высохнет, ее шпаклюют клеевой шпаклевкой (см. рецепт), которую наносят тонким слоем резиновой пластиной (можно взять кусок резиновой подошвы), пользуясь ее ребром, как ножом при намазывании масла на хлеб. Нанеся шпаклевку, поверхность вазы выравнивают. Когда шпаклевка высохнет, ее зачищают стеклянной шкуркой и, если надо, снова шпаклюют, затем покрывают олифой и после ее высыхания вазу окрашивают масляной краской.

Перекидным шаблоном в бутафории выполняют кувшины, балясины, вазы и т. д., то есть те предметы, которые изготовляют на гончарных или токарных станках.

Блюдо

Модели из глины делают и способом кругового шаблона. Применяя этот способ, можно изготовить, например, красивое блюдо. Для этого выпиливают шаблон, как показано на рис. 6, и устанавливают его на оси, вертикально расположенной к плоскости доски, на которую наносится глина. При вращении шаблона вокруг оси получается глиняная модель блюда. Когда модель готова, ее заливают гипсом и изготовляют форму, по которой производят выклейку. Край блюда подрезают, чтобы он был ровным, и с помощью полоски материи в него вклеивают проволоку, которая предохраняет кромку от коробления.

блюдо выполненное способом кругового шаблона Рис. 6. Блюдо, выполненное способом кругового шаблона

Кроме того, проволока создает красивый утолщенный край, который потом проклеивают бумагой. Блюдо шпаклюют, покрывают левкасом, а затем окрашивают в основной тон масляной краской. Когда краска высохнет, то карандашом или припорохом (см. ниже) на блюдо наносят контур орнамента (как показано на рис. 6) и мелкой колонковой кистью раскрашивают в два-три тона масляной краской. Для придания рисунку рельефности его хорошо обвести по контуру рельефной пастой.

Способом кругового шаблона можно изготовлять чашки, блюдца, тарелки, плошки, миски и т. д.

Рама для картины

Шаблонами пользуются не только при изготовлении круглых предметов. Двигая шаблон по прямой, можно создавать предметы со сложным рельефным профилем. Для примера рассмотрим изготовление рамы для картины (рис.7). Прежде всего нужно нанести на кусок фанеры рисунок поперечного разреза стороны рамы и выпилить его по контуру. Это и будет у нас шаблон. Затем к столу прибивают брусок-линейку так, чтобы удобно было передвигать шаблон по плоскости бруска. На стол вплотную к бруску кладут глину и, опирая шаблон на брусок, двигают его вперед и назад, прочерчивая по глине рельеф и постепенно получая модель одной стороны рамы (эту сторону нужно сделать немного длиннее большей стороны рамы). Затем с глиняной модели отливают гипсовую форму, по которой изготовляют четыре вы-клейки. Когда выклейки просохнут, их отпиливают (по размеру сторон рамы) ножовкой, срезая углы под 45 градусов

7. изготовление рамы для картины с помощью шаблона

Рис. 7. Изготовление рамы для картины с помощью шаблона

Теперь надо сделать подрамник для каркаса и собрать на нем из частей раму, склеивая ее углы столярным клеем. Затем подготавливают поверхность рамы под окраску: сначала шпаклюют, потом левкасят. После этого раму окрашивают клеевой краской в цвет золотистой охры, а выступающие рельефы покрывают порошком бронзы.

Кроме рассмотренных выше способов выклейки по гипсовым формам существует более простой способ выклейки непосредственно по глине. Преимущество этого приема заключается в том, что отпадает необходимость отливки гипсовой формы. В этом случае по окончании лепки модели глине дают в течение двух-трех часов несколько затвердеть, а затем начинают выклейку, причем первый слой бумаги нужно обязательно смочить водой, а последующие слои уже смачивать в клейстере. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слепки несколько теряют остроту рисунка и, кроме того, с глины бывает затруднительно снимать много экземпляров. Но при изготовлении больших моделей и крупном и резком рисунке оригинала этот способ вполне приемлем.

Груша

На примере изготовления груши можно познакомиться со способом снятия гипсовой формы с круглого несимметричного предмета. Чтобы сделать грушу (рис. 8), надо вылепить из глины модель и разделить ее на две половины по вертикали, нанося тонкую линию по периметру. По этой линии в глину вставляют жестяные полоски, как показано

рис. 8. изготовление формы с круглого несимметричного предмета

Рис. 8. Изготовление формы с круглого несимметричного предмета

на рис; 8, деля тем самым модель на две части. После этого одну часть модели заливают гипсом. Когда гипсовая форма затвердеет, полоски жести удаляют, а края формы под ними смазывают смазкой, затем заливают гипсом вторую половину модели. После затвердения гипса на шве прорезают легкую фаску и разнимают обе половины формы, пользуясь деревянным клином. Получаются две формы одного круглого несимметричного предмета, хорошо подогнанные между собой. По формам делают выклейки, подрезают их и хорошо подгоняют одну к другой, сглаживая кромки рашпилем. Склеивать выклейки лучше всего столярным клеем, а шов надо затем проклеить бумагой. При склеивании двух половинок формы больших размеров бывает полезно после их склеивания столярным клеем проколоть половинки шилом и сбить деревянными шпильками, как показано на рис. 8. Когда склеенные места высохнут, шпильки срезают, а места скрепления проклеивают бумагой, затем поверхность предмета подготавливают к покраске и росписи. Для окрашивания груши можно употреблять клеевую краску, гуашь или масляную краску. После окраски клеевой краской поверхность груши хорошо покрыть масляным лаком.

При росписи бутафорских предметов желательно иметь перед собой натуральный предмет (в данном случае грушу) или подбирать хорошие цветные литографии и иллюстрации; тогда бутафорский предмет получится красивым, похожим на настоящий.

Тем, кто занимается изготовлением бутафории, необходимо развивать в себе наблюдательность, зрительную память, вкус Нужно помнить, что работа бутафора не столько техническая, сколько творческая, художественная.

Лепной бюст

При изготовлении сложных лепных моделей из глины лепку производят на предварительно заготовленных каркасах. Попробуем сделать лепной бюст для сцены. Для этого нужно прежде всего заготовить каркас, как показано на рис. 9. Каркас служит для предохранения глиняной модели от деформации, сползания глины и т. д. Главное при изготовлении каркаса — следить за тем, чтобы он находился точно внутри будущей модели, при лепке нигде не выступал из глины, хорошо удерживал бы вес глины, расположенной на нем, и был бы прост по конструкции. Для лепки бюста нужна доска-подставка, на которой укрепляют две стойки и делают горизонтальные перекладины. Одна перекладина должна быть расположена на уровне плеч, а другая — на уровне верхней части головы. К перекладинам прикрепляют перевитую проволоку, на концах которой закреплены деревянные крестики. Эти крестики могут свободно перемещаться за счет изгиба проволоки.

8 лепной бюст

Когда каркас будет готов, на него накладывают глину, придавая ей обобщенную форму головы, шеи, плеч, стараясь при этом найти правильные пропорции и характер движения модели, то есть поворот головы и т. д. Теперь можно переходить к окончательной лепке бюста. Делают это при помощи стеков.

Ввиду сложности скульптурных работ (лепки бюстов, статуй) следует привлекать к выполнению их участников изостудий и клубных изокружков, знакомых со скульптурой.

При лепке бюста для сцены нужно следить за тем, чтобы общее построение головы, плеч, шеи и частей лица было сделано правильно и, кроме того, чтобы были переданы все характерные особенности персонажа. Это значительно важнее, чем скрупулезное выполнение мелких деталей, которые все равно не смотрятся со сцены.

Когда модель из глины будет закончена, по ней производят обычным способом выклейку из пяти-шести слоев бумаги. Высохшую выклейку разрезают по наиболее выгодной линии так, чтобы ее легко можно было снять с модели (в данном случае лучше всего по линии, отделяющей лицо от затылка). В снятую с модели выклейку вводят деревянный каркас и прикрепляют к ней. Делать это надо осторожно, чтобы не деформировать выклейку. Теперь обе половины выклейки надо склеить (хорошо скрепить их деревянными колышками), проклеить полоской ткани швы и выровнять бумагой. После этого поверхность обрабатывают белым левкасом и зачищают, чтобы ее можно было отделать под воск. Покрытую воском поверхность зачищают щеткой до блеска (восковая паста должна быть достаточно густой) или окрашивают чуть кремовой масляной краской на скипидаре, чтобы избежать лишнего блеска.

Карнавальные полумаски и маски

Из описанных выше приемов легко понять, как можно изготовить карнавальную полумаску и маску. Самое трудное — изготовить модель полумаски. В качестве эскиза можно использовать как основу карикатуры и шуточные рисунки из иллюстрированных журналов.

В полумаске нужно подчеркивать только характерные черты, усиливая их юмористическую сторону преувеличениями отдельных частей лица.

Для изготовления полумаски на доске из глины по размеру головы лепят оригинал (рис. 10), по которому делают выклейку из бумаги обычным способом, но с прокладкой слоя марли после двух-трех слоев бумаги. Можно чередовать два слоя бумаги и два слоя марли. Применение марли делает маску более легкой и прочной. Иногда делают выклейку полумаски только из марли.

Когда полумаска высохнет, ее подрезают по кромкам» вырезают отверстия для глаз и рта, затем левкасят и окрашивают. Окрашивать полумаску лучше в яркие цвета, на стараясь подражать натуральному цвету лица. Полумаску можно обогатить деталями, добавив волосы, усы, брови, сделанные из мочала, морской травы или кокосовой мочалки. Можно одеть на полумаску оправу для очков, сделанную из проволоки, прикрепить к ней большой галстук и т. п.

10 маски и полумаски

Сложнее выполнить полную объемную маску (рис. 10). Для ее изготовления нужно сделать каркас из дерева и проволоки. На каркас накладывают глину, лепят основную форму головы, а затем лепят. окончательную модель маски. Прямо по глине делают выклейки двух половин маски из бумаги и марли, потом их снимают и сушат. Когда выклейки высохнут, их соединяют. Хорошо оклеить маску изнутри тканью.

В маске прорезают глаза, рот и подготавливают ее под окраску. После окраски маску дополняют деталями.

Маски можно делать и следующим образом: из глины лепят модель основного объема головы, затем, выклеив несколько масок уже по гипсовой форме (тем же способом, как отливали две формы груши), изменяют характерные черты масок, как бы гримируют их с помощью картона и мастики. Например, можно сделать преувеличенного размера уши, разной формы нос, различные прически, изменять разрез глаз и рта. Меняя раскраску и детали, по одной гипсовой форме можно сделать много разнообразных интересных масок. Маски зверей и животных хорошо обрабатывать фактурной тканью, то есть оклеивать плюшем, мехом, байкой и т. п.

Лепная балясина

Для участников художественной самодеятельности изготовление модели из глины является трудным делом, поэтому мы советуем для облегчения работы пользоваться готовыми вещами, с которых можно снимать слепки.

Допустим, что нам надо сделать лепную балясину для декорации к спектаклю. Подобрав такую балясину из имеющихся в здании, можно сделать с нее выклейку из бумаги. Для этого нужно на оригинале простым карандашом нанести линию, которая разделит эту балясину по вертикали на две равные части, потом оригинал промазать тонким слоем вазелина и произвести обычным способом выклейку из бумаги одной половины. Просушив выклейку, ее снимают и подрезают. Можно делать выклейку, и вокруг всего предмета сразу, а потом разрезать ее, чтобы снять с оригинала.

Если нужно иметь большое количество балясин, а выклейка их с оригинала почему-либо неудобна, тогда с бумажной выклейки можно отлить гипсовую форму. Для этого внутрь выклеенной из бумаги формы закладывают глину и укрепляют ее. Затем обычным способом отливают гипсовую форму, с которой лепят нужное количество выклеек. При выклейке с готовых вещей надо применять тонкую мягкую бумагу для всех слоев, хорошо обжимая ею рельефы предмета. Мелкие детали лучше выклеивать из папиросной бумаги.

По готовым оригиналам можно вылепить и посуду, и орнамент, и капители колонн, даже овощи и фрукты. Выклейка по оригиналам избавляет бутафора от сложного процесса лепки из глины, а готовым вещам при аккуратном обращении с ними выклейка из бумаги не принесет никакого вреда.

Лепная полуобъемная фигура

Полуобъемную фигуру можно выполнить без предварительного изготовления глиняной модели приемами лепки из бумаги по каркасу (рис. 11).

11. полуобъемная мужская фигура

Рис. 11. Полуобъемная мужская фигура

Прежде всего надо сделать рисунок, перенести его на фанеру, выпилить по контуру и укрепить фанерный силуэт на бруски, прокладывая их по всему контуру.

Из проволоки, прикрепляя ее к брускам на кромках фанерного силуэта гвоздями, делают общий полуобъем фигуры. Проволочный каркас состоит из продольных и поперечных дуг, создающих сетку, которая в местах пересечения проволоки кое-где скрепляется вязками. Такой каркас, воспроизводящий объем фигуры, можно обтянуть тканью или лентами из картона. Затем следует произвести более детальную лепку мятой бумагой, смоченной в клейстере, и оклеить поверхность для выравнивания кусками бумаги, после чего все оклеить тканью. Места одежды хорошо оклеить более грубой тканью, смоченной в столярном клее, выкладывая из нее складки одежды и драпируя ее на фигуре. Лицо и руки хорошо пролепить мастикой, чтобы полностью выявить рельеф. Затем разводят шпаклевку, добавляют в нее краску в цвет гранита и немного порошка алюминия. Этим составом промазывают фигуру, после чего торцуют ее жесткой щеткой для придания ей шероховатой поверхности под гранит.

Способ лепки из бумаги от руки по каркасу очень удобен, так как работа ведется прямо на оригинале.

Однако следует учесть, что выполнение полуобъемных и объемных фигур по каркасу очень сложно, особенно если бутафор не имеет специальных скульптурных навыков. Рекомендуется лучше лепить модель из глины и выклеивать по глине выклейку. Работа по глине дает возможность исправлять неточности модели во время лепки.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)