Художественная керамика

Работы из ткани

Просмотров: 14Комментарии: 0
Изготовление бутафории

В этом разделе мы познакомим читателей с бутафорскими работами из ткани.

Листья

Листья делают из двух слоев крахмального материала, марли или бязи, но можно брать один слой марли и один слой бумаги или один слой бязи и слой бумаги.

Иногда листья делают из двух слоев бумаги (это хуже).

Ткань предварительно окрашивают в несколько оттенков одного цвета (цвет краски зависит от породы имитируемого дерева и времени года). Куст или дерево, сделанные из листьев одного цвета, выглядят мертво. Ведь в природе листья всегда бывают разными по цвету: те, что растут на верху дерева и еще только распустились, ярче, а ниже, у земли, уже побурели, порыжели. Краску для ткани разводят в кипятке и туда опускают материал. Окрашенную ткань вынимают из воды, отжимают, натягивают на раму, прибивая гвоздиками, и крахмалят. Крахмал на ткань можно наносить рукой или кистью, а иногда материал просто окунают в крахмал, затем его отжимают и вешают на веревку. В этом случае ткань необходимо прогладить утюгом.

Из проволоки 0,5—0,3 мм нарезают куски длиной 10— 15 см и сгибают их в виде крючков (рис. 34). Вместо проволоки можно использовать многожильный старый электропровод с толстыми жилками или куски троса, распуская их на отдельные жилки. Чтобы они были более мягкими, их нужно отжечь на огне. Когда накрахмаленная ткань высохнет, ее нарезают полосками по ширине немного больше листа, кладут на доску и промазывают клейстером. Затем по полоске раскладывают крючки с таким расчетом, чтобы

34. изготовление листьев из ткани и проволоки

Рис. 34. Изготовление листьев из ткани и проволоки

каждый попадал на середину листа, и сверху прикрывают их другой полоской материи или бумаги, промазанной клейстером, и плотно притирают. После этого полоску снимают с доски и аккуратно вешают на веревку для просушки. Так можно сразу сделать заготовку для большого количества листьев. Потом из картона вырезают шаблон листа, накладывают его на просохшие полоски заготовок и обводят карандашом. Теперь можно ножницами вырезать листья по рисунку.

Листья связывают в веточки, скручивая проволоку, а веточки крепят к основному каркасу. Места креплений обматывают полосками марли с клейстером. Сделанный таким способом куст выглядит очень натурально и хорошо поддается освещению.

Листья можно делать и вторымспособом. Для этого склеенную в два слоя прямо на рамах во время крахмаления марлю, по ее высыхании, складывают в несколько слоев и вырезают из нее большое количество листьев. Затем к листьям приклеивают проволочки язычками, как показано на рисунке. Этот способ более легкий, но он имеет один недостаток: при освещении у листьев видна темная непро-свечивающаяся полоска.

Можно делать листья и третьим способом, еще более упрощенно. Через вырезанный лист продевают проволоку и, сгибая, закручивают ее. Но такие листья получаются непрочными. Деревья и кусты, одетые в эти листья, всегда колются и представляют опасность для рук рабочих сцены.

Хвоя

Зелень для хвойных деревьев изготавливают из крашеного мочала, распущенной текстильной веревки или из марли, нарезанной на полоски. Распущенную веревку и марлю надо предварительно окрасить в нужный цвет. Материал нарезают кусочками длиной 4—6 см и укрепляют между двумя скрученными проволочками (рис. 35). Скруценные веточки делают длиной от 7 до 15 см. Для ускорения работы можно сделать специальное приспособление — машинку для скручивания проволоки (см. рис. 35).

35 изготовление хвои

Готовые веточки собирают группами и прикручивают к основному каркасу, а места креплений оклеивают полосками марли.

36 каркас для елки из трубы и проволоки

Каркас для елочки показан на рис. 36. Его делают из трубок и прикрепляют к нему ветки из проволоки.

Зимние кусты

Кусты, покрытые инеем, имитируют, крася каркасы в белый цвет и засыпая их крошкой из белой марли на клей. Отходы марли для этого можно нарубить острым топором на доске или торце дерева.

Трава

Для имитации травы изготавливают отдельные половики из мочала, или из текстильной веревки, или из обтирочных концов, или из кусков марли. Материалы окрашивают в нужный цвет, нарезают на куски длиной 8—10 см и пришивают на швейной машинке на окрашенный в тот же цвет холст или какой-либо другой материал (рис. 37) с таким расчетом, чтобы каждый ряд поддерживал соседний в вертикальном положении. Ряды травы нужно нашивать через 3—4 см, чтобы получился пушистый ковер.

37 травяной ковер

Из мочала получается трава густого темного цвета или порыжевшая бурая, осенняя. Таким же образом можно сделать и поле сжатого хлеба.

Для имитации яркой сочной травы лучше брать хлопчатобумажную веревку или светлые обтирочные концы, которые можно красить в любой цвет.

Земля

Поверхность земли можно имитировать, нашивая на холст окрашенную в коричневый цвет хлопчатобумажную веревку. Покрытые такими половиками пол сцены и станки выглядят как перекопанная земля.

Для имитации снежного покрова нашивают на белую бязь нарезанную полосками марлю. Этот способ хорош для ближних планов. Для дальних планов на бязь можно нашивать марлю, собранную разнообразными сборочками и морщинками, расположенными местами более густо, а местами почти ровно. Пришивают марлю вручную.

Цветы

Цветы делают из ткани, бумаги и стружек. Для их изготовления необходимы некоторые специальные инструменты, которые можно сделать кустарным способом. Это прежде всего так называемые бульки (рис. 38) — стальные или железные шарики, надетые на рукоятку. Можно взять шарик от шарикоподшипника диаметром 10—15 мм, отжечь его на огне и, высверлив в нем отверстие, посадить его на проволоку и сделать к нему деревянную ручку.

38. инструменты для изготовления цветов

Рис. 38. Инструменты для изготовления цветов

Нож и специальный утюжок можно сделать из металлического прутка, расплюснув его и запилив по форме.

Кроме того, нужно приобрести пинцет. Необходимо сделать также небольшой мешочек из белой плотной ткани размером 15—20 см и набить его песком. Хорошо достать кусок толстой мягкой резины толщиной 0,5—2 см. Кроме этого, понадобится несколько акварельных кистей № 4, 6, 8 и ряд материалов: тонкая проволока (можно брать электрошнур, толстый, многожильный; его очищают и разбирают на отдельные жилки), папиросная бумага, клей из пшеничной муки и крахмала, тонкий белый материал — бязь или батист (ткани перед употреблением обязательно крахмалят и красят. в нужный цвет). Чтобы сделать цветок, нужно прежде всего заготовить выкройку лепестков. Выкройки лучше всего делать по натуральным цветам. Для этого берут цветок, делят его на отдельные лепестки и, разложив их на листе бумаги, обводят контуры. Причем, для сцены цветок надо немного увеличить против натурального размера. Хорошо заранее заготовить рисунки выкроек с разных цветов — это значительно облегчит работу. Выкройку перерисовывают на картон и вырезают. Это будет шаблон. Затем на подготовленный и сложенный в несколько раз материал кладут шаблон так, чтобы его ось шла по диагонали к нитке ткани, то есть по косой нитке, обводят его контур и, сняв шаблон, вырезают лепестки.

Лепестки подкрашивают анилиновыми красками мягкими акварельными кисточками, стараясь придать им те переходы тонов, какие существуют в природе. Нужных переходов тонов можно достичь, покрасив противоположные края лепестков в разные цвета и дав краске растечься. Краска, растекаясь, перейдет из одного цвета в другой. (Папиросную бумагу при окрашивании надо разложить на чистых листах бумаги. Наносить на нее краску следует ватным тампоном.) Когда лепестки подсохнут, им придают выгнутую форму. Это делается бульками, которые нагревают на электроплитке. Лепесток кладут на подушечку с песком, и нагретым шариком — булькой — выдавливают скользящим движением от края к центру нужную форму, закругляя лепесток и придавая ему естественный вид. Нельзя сильно нажимать булькой в одном месте.

Иногда нужно края лепестков сделать волнистыми, гофрированными. Это делают нагретым пинцетом. Лепесток кладут на резину и, захватив пинцетом его край, делают складочку, прижимая пинцетом лепесток к резине. Если захватить пинцетом сразу несколько складочек, получится гофрированный край лепестка.

Нагретыми ножами проводят жилки и бороздки на лепестках. Некоторые лепестки во влажном состоянии вытягивают руками по косой нитке, что придает им натуральный вид. Когда лепестки совсем готовы, приступают к изготовлению сердцевины, состоящей из тычинок. Тычинки украшают цветы, поэтому их надо делать тщательно и аккуратно. Изготавливают тычинки из ниток, шелка, шерсти и ваты с различными головками из сургуча, вара, канифоли, парафина и т. п. У декоративных цветов чаще всего тычинки делают из белых ниток с желтыми головками. Для этого накрахмаленные нитки наматывают на пальцы рук, потом их снимают и обрезают. Пучок обрезанных ниток схватывают посередине проволокой и закручивают ею несколько раз. Тычинки отгибают вверх, а проволоку обкручивают бумагой, немного захватив тычинки у основания, чтобы пучок не разваливался. Вместо тычинок сердцевину можно сделать из ваты; тогда вместо ниток берут пучок выкрашенной в желтый цвет ваты, перевязывают ее проволокой, отгибая кверху, и аккуратно подрезают, придавая нужную форму: высокую форму кисти или плоскую, круглую, как у ромашки.

Пестик делают из нескольких белых ниток, склеенных вместе и расщепленных наверху. Когда готовы и сердцевина и лепестки, приступают к сборке цветка. Берут по одному лепестку и, смазывая его нижний кончик клеем, приклеивают вокруг сердцевины. Ели цветок состоит из многих лепестков (роза, пион), то, приклеив один ряд, ему дают высохнуть, а потом уже наклеивают следующий ряд. Клея надо брать немного и накладывать аккуратно, чтобы он не был виден на лепестках.

Если цветы состоят из круглых звездочек, то, проколов в середине шилом отверстия, в них прямо продевают проволочный стебель. Листья для декоративных цветов делают так же, как листья для деревьев и кустов, но более тщательно. Иногда их обрабатывают бульками и продавливают в них жилки. При сборке стебля с цветами и листьями ни в коем случае нельзя их проволочки скручивать все вместе. Цветы нужно сложить один к одному, а их проволочки крепко обмотать бумагой или полосочкой марли. Нужно помнить, что цветы для сцены должны быть декоративными, то есть несколько большего размера, чем обычные, без ненужных мелких деталей, ярко выраженного определенного вида, так как смотрятся они на расстоянии.

Теперь познакомимся с изготовлением некоторых характерных цветов. Чтобы сделать мак, нужно покрасить шелк в красный цвет или взять кумач, затем выкрасить лепестки, нанося кистью у основания черные кружки. Лепестки выдавливают на подушечке с песком, нагретыми бульками и пинцетом. Ножом делают на краях лепестков жилки и изготавливают сердцевину из ваты. Для этого делают шарик диаметром 1—1,5 см, покрывают его зеленой бумагой или зеленой марлей и приклеивают ее у основания шарика к проволоке стебелька. Затем шарик обматывают черной ниткой, стараясь придать ему вид составленного из отдельных восьми долей. Вокруг шарика распределяют тычинки, сделанные из одинаковых по длине черных ниток, и подклеивают к подготовленной сердцевине лепестки. Бутон мака из ваты делают овальной формы размером 2—3 см. Потом бутон туго стягивают вдоль ниткой, как бы разделяя его на две половины.

Листья мака должны быть покрашены в серовато-зеленый цвет. Вырезав нужную форму листа, на него наносят нагретым ножом жилки. Так как лист мака довольно большой, то в середине листа, для того чтобы он держался, с изнанки приклеивают проволоку, закрепляя ее полоской зеленой марли или бумаги. Сделав стебель, на него монтируют цветок, бутон и листья.

Ромашки лучше всего делать из хлопчатобумажной, хорошо накрахмаленной белой ткани. Цветок состоит из венчиков. Венчики обрабатывают горячими бульками и проводят с изнанки ножом на каждом лепестке глубокую жилку. Она получается выпуклой. Середину лепестка подкрашивают светлой зелено-желтоватой краской. Сердце-вину ромашки — плоский кружочек диаметром 1—1,5 см делают из ваты. Венчики прокалывают в середине и надевают на проволочку с готовой сердцевиной. Затем с изнанки цветок подклеивают зеленой звездочкой, вырезанной, из бумаги или материи.

Астру можно сделать из хлопчатобумажной ткани, шелка или бумаги. Сначала выкраивают лепестки полу-венчиком в количестве восьми-десяти штук, лепестки в 1/4 венчика в количестве восьми-десяти штук и лепестки полным венчиком в количестве двух штук. Астры бывают разных цветов, но в любых случаях темным тоном надо красить только полный венчик, постепенно разбавляя краску водой, 1/4 венчика, и уже совсем слабым тоном полувенчики. Окрашенные лепестки надо завить ножом. Для этого подогревают нож и проводят им по каждому лепестку от края к центру так, чтобы лепестки загнулись вверх.

К сердцевине, сделанной из ваты, привязывают первыми полувенчик, окрашенный в самый светлый тон, затем 3/4 венчика и последним прикрепляют полный венчик. Под цветком подклеивают зеленую зубчатую подкладку. При склейке цветка надо стараться, чтобы лепестки попадали каждый в промежуток между другими. Стебелек обматывают зеленой марлей или бумагой и прикрепляют к нему листья. Цветы и листья, сделанные из бумаги, хорошо опустить в разогретый парафин, а затем в воду. Это придает цветку законченность и делает его более красивым.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)