Художественная керамика

Работы из дерева и фанеры

Просмотров: 15Комментарии: 0
Изготовление бутафории

Много бутафорских вещей можно сделать из дерева и фанеры с применением картона и других материалов, при наличии незначительного количества столярных инструментов.

Старинная рамка для миниатюры

Для примера познакомимся с изготовлением небольшой старинной рамки для миниатюры (рис. 12).

Прежде всего на фанеру 3-мм толщины надо нанести рисунок основного, нижнего, листа рамки с прорезом овала для миниатюры, затем рисунок выпиливают по контуру лобзиком и прорезают овал. После этого заготавливают четыре ребровые полоски и выпиливают две рамочки, размеры которых уменьшаются с внутренней стороны, создавая уступы во внутренней части рамочки. Теперь надо выпилить ободок в форме овала шириной 10—12 мм. Один бок его закатывается рашпилями и выравнивается шкуркой. Когда все детали рамочки будут готовы, их очищают мелкой шкуркой и склеивают горячим столярным клеем, предварительно разметив места склейки. Высохшую под прессомрамочку еще раз очищают мелкой шкуркой (лучше даже обтертой одна о другую), наклеенной на деревянную чурку или натянутой на нее.

12 рамка для миниатюры

После этого рамку покрывают с помощью щетинной кисти морилкой для дерева или анилиновой краской, разведенной в горячей воде, и протирают насухо тряпочкой. Когда краска высохнет, рамочку прогрунтовывают жидкой проклейкой, шлифуют шкуркой и покрывают два раза кистью светлым спиртовым лаком. На кольцо, идущее по овалу, придувают порошок бронзы. Хорошо до покрытия рамочки лаком основную плоскость вокруг овала оклеить цветным бархатом.

Китайский фонарь

Интересных результатов в бутафории можно добиться, применяя ажурную выпиловку по фанере. Познакомимся с этой работой на изготовлении резного китайского фонаря (рис. 13). Прежде всего надо выпилить из березовой фанеры толщиной 2—3 мм по раскрою части фонаря и нанести на них через переводную бумагу рисунок, заштриховав на нем места, подлежащие выпиловке.

13 китайский фонарик сделанный с применением ажурной выпиловки по фанере

Затем 2—3 мм сверлом или шилом проделывают отверстия в тех местах, которые будут выпиливаться, стараясь не расслаивать фанеру. Эти отверстия служат для продевания пилки лобзика. Теперь можно выпиливать весь рисунок.

Пилку вставляют в лобзик таким образом, чтобы ее зубья шли вниз; пилка должна быть хорошо натянута.

14. станочек для выпиливания

Рис. 14. Станочек для выпиливания

Когда все детали будут готовы и очищены шкуркой, их окрашивают черной анилиновой краской. Стенки фонаря изнутри оклеивают цветным шелком или бязью и склеивают столярным клеем. Для скрепления частей пользуются простыми булавками или мелкими гвоздиками.

Когда фонарь будет готов, его покрывают масляным лаком, дают хорошо просохнуть и наносят на него рельефной пастой рисунок.

Пока паста еще будет сырой, на нее придувают порошок бронзы. Затем к фонарю прикрепляют кисти, шнуры, подводят внутрь электрическую лампочку — и фонарь готов.

Очень удобно выпиливать на сдециальном станочке, который показан на рис. 14. После того как одна стенка фонаря будет выпилена, ее зачищают шкуркой и, обводя по ней рисунок, наносят его на остальные пять стенок и выпиливают их. Теперь надо заготовить дно фонаря и крышку, а также шесть брусочков для склейки углов. Брусочки остругивают под тупым углом, находя угол по плану фонаря.

Такие фонари получаются очень эффектными, они могут быть самой разнообразной формы и имеют очень широкое применение как на сцене, так и для карнавалов и праздников.

Шкатулка-ларчик

Такую шкатулку хорошо сделать из фанеры, украшения на ней также выпилены из фанеры и наложены на стенки в один-два слоя (рис. 15).

Для изготовления шкатулки надо прежде всего сделать заготовку стенок из 3-мм фанеры, собирая углы в шип, как показано на рисунке. Шипы выпиливают лобзиком.

Крышку шкатулки собирают из четырех брусков со снятыми фасками, углы брусков опиливают под углом 45°. Через пропилы, сделанные ножовкой, в углы вставляют фанерные косыночки, смазанные клеем. Сверху накладывают фанерную крышечку. Когда крышка будет готова, шкатулку собирают.

15 шкатулка-ларчик украшенная деталями выполненными из фанеры Украшения для шкатулки выпиливают из фанеры по рисунку, накладывают в один или два слоя и наклеивают. После этого шкатулку зачищают и покрывают морилкой, а затем отделывают под воск. Кусковой воск разводят в скипидаре, подогревая его до полного растворения. Делать это лучше не прямо на огне, а в паровой бане, то есть поставив сосуд со скипидаром в кипящую воду. Полученную мастику наносят кистью тонким слоем на поверхность изделия, потом жесткой щеткой вычищают все излишки воска из углублений. Когда мастика высохнет, шкатулку чистят мягкой щеткой и шерстяной тряпочкой. Эта отделка придает изделию мягкий блеск, поэтому ее часто употребляют при обработке деревянных поверхностей.

Внутренность шкатулки хорошо оклеить цветным шелком с подбивкой ваты.

Чернильный прибор

Необходимый иногда для спектакля старинный чернильный прибор можно сделать следующим образом (рис. 16). Сначала из фанеры изготовляют основание прибора, которое получается утолщенным за счет наложения друг на друга нескольких листов фанеры с выступающими в виде лесенок четвертями. Подставку для ручек в виде золотой лиры также выпиливают из фанеры в два слоя. Крепят подставку к основной доске на шипах.

16. чернильный прибор

Рис. 16. Чернильный прибор

Чернильницы делают из сплошных кусков дерева со снятыми большими фасками. Крышки к ним лепят по формам из папье-маше, наконечники вырезают из дерева. Детали барьерчика, находящегося на основании прибора, также вытачивают из дерева. К чернильному прибору хорошо сделать из папье-маше два бокала для ручек и карандашей. В качестве формы для лепки можно использовать бутылку в четверть литра. Подставку под бокалы делают из фанеры так же, как и основание для всего чернильного прибора. В край бокала хорошо вклеить по окружности драпировочный шнур. Такой же шнур можно наклеить и в том месте, где кончается ровная часть бокала. Шары под бокалы делают из мастики и крепят на штырь, который держит бокал. Под шар на штырь надевают выпиленные из фанеры кружки. Чернильный прибор и бокалы шпаклюют, левкасят, покрывают тонким слоем олифы, потом грунтуют основным тоном и расписывают под малахит. Крышку чернильницы, лиру, барьерчик, кольца на бокалах и шары покрывают масляным лаком и придувают на него порошок бронзы.

Резная солонка

Для выполнения бутафорских работ часто бывает необходима резьба по дереву. Для этого нужны некоторые специальные инструменты, показанные на рис. 17.

17. инструменты для резьбы по дереву

Рис. 17. Инструменты для резьбы по дереву

В бутафорских работах для резьбы по дереву чаще всего применяют липу и реже березу.

Познакомимся с этим видом работ на изготовлении старинной большой резной солонки. Прежде всего надо выпилить по рисунку детали из липовых дощечек толщиной 15 мм с шипами для крепления (рис. 18), а затем следует перенести с бумаги через копирку на дерево намеченный рисунок и приступить к работе.

18 старинная резная солонка

Декоративная резьба бывает в основном двух видов: первый: резьба в одной плоскости (см. рис. 18) с закругленным с одной стороны краем контура или со срезанным прямым краем контура, или со срезанными прямыми краями контура с двух сторон.

Линии рисунка оконтуриваются канавкой с отлогими закругленными краями. Эта канавка и выявляет рисунок. В данном виде резьбы, детали и фон в своих выступающих частях лежат в одной плоскости. Наружный tf внутренний контуры рисунка прорезают и закругляют, это создает светотень на почти плоской поверхности и мягко выявляет рисунок.

Чтобы выполнить резьбу для солонки, нужно укрепить заготовку-дощечку на столе, затем ножом или одним из резцов сделать надрез по линии контура всего рисунка на определенную глубину. После этого срезают ровную фаску по линии всего рисунка с наружной стороны и закругляют ее. Потом в некоторых местах срезают внутреннюю фаску, закругляют ее так же, как и наружную, и оставляют глубокую канавку между фасками. Подрезать нужно очень осторожно, чтобы не сколоть или не зарезать рисунка. Внутри рисунка также делают надрезы, но менее глубокие. Вырезав весь рисунок на заготовках, вырезку очень аккуратно прочищают, где это необходимо, мелкой шкуркой (для этого шкурку надо свернуть уголком), стараясь зачистить самые плоскости углублений, но следя за тем, чтобы рисунок не потерял остроту. После этого заготовки собирают и склеивают, а затем солонку красят светло-желтым анилином и отделывают под воск или лак.

Второй вид декоративной резьбы — резьба с выбор койфона (рис. 19). Эта работа состоит из четырех этапов.

1. Прорезка контура рисунка. Прорезку производят ударами киянки по стамеске или косым резцом, или ножом, прорезая дерево по рисунку на определенную глубину.

19. декоративная резьба по дереву с выборкой фона

Рис. 19. Декоративная резьба по дереву с выборкой фона

После этого хорошо по наружной части рисунка снять ровную фаску.

2. Выборка фона. Эту операцию делают полукруглыми стамесками, ведя резьбу по направлению слоев дерева или по направлению, диагональному к ним, только не навстречу слою, добиваясь углубления фона на 2—3 мм по всей плоскости.

3. Проработка самого рисунка. Углубленными фасками или закруглениями контура рисунка тщательно вырезают каждую деталь, отдельные жилки и углубления.

4. Обработка фона. Его можно или надрезать штриховыми линиями угловой стамеской, или, что чаще, накалывать точками. Эту операцию производят шилом (что дольше), либо специальным инструментом для насечки фона (см. рис. 19, что лучше).

Музыкальные инструменты

Познакомившись с приемами работы по дереву с применением картона и папье-маше, нетрудно делать бутафорские музыкальные инструменты (рис. 20).

Чтобы изготовить балалайку, выпиливают из фанеры деку и вырезают в ней круглое отверстие. Затем из куска доски делают гриф, высверливают в нем отверстия для колков, делают лобзиком пропилы для ладов и вставляют в пропилы тонкую медную проволоку. Готовые детали зачищают мелкой шкуркой. Корпус балалайки лепят из глины, по глиняной форме снимают выклейку, подрезают и монтируют вместе с декой и грифом. Гриф покрывают черным анилином, а корпус левкасят и окрашивают масляной краской под дерево, после чего всю балалайку покрывают масляным лаком.

Для скрипки надо выпилить из чистой 2-мм фанеры верхнюю и нижнюю деки. В верхней деке надо сделать прорезы. Затем нарезают деревянные чурки по высоте борта скрипки. Две чурки делают несколько выше, чтобы придать выпуклость средней части скрипки.

Чурки приклеивают к нижней деке, отступя на 4 мм от края, и пришивают булавками. Так же крепят и средние, более высокие чурки. Когда чурки высохнут, их смазывают клеем и накладывают на них верхнюю деку. Чтобы верхнюю деку лучше скрепить с нижней, их на время сушки связывают веревочками. Можно зажать деки струбцинками, если они имеются. После этого заготавливают фанерную полосу поперечного слоя фанеры. Чтобы она была более гибкой, ее предварительно размачивают в кипятке. Затем, вынув фанерную полосу из кипятка, ее вытирают и приклеивают к бокам скрипки по чуркам. После этого деревянные детали зачищают шкуркой и прикрепляют к ним гриф, сделанный из целого куска дерева. Затем в грифе сверлят отверстия для колков, заготавливают колки, подставку под струны и струнодержатель. Когда скрипка будет собрана, ее покрывают морилкой под красное дерево и лакируют спиртовым лаком. Гриф закрашивают черным анилином и тоже лакируют.

20 музыкальные инструменты

Струны можно сделать из навощенных суровых ниток. Для смычка берут тоненькую деревянную палочку, подклеивают к ней деревянные чурочки и натягивают между ними пучок вощеных ниток.

Для изготовления гармони нужно из фанеры сделать боковые ящики, на части которых выпилен рисунок. Изнутри под выпиловкой ящики оклеивают цветной тканью.

Боковые планки можно заготовить из дерева, лады — из выпиленных полосок фанеры. Деревянные детали гармони надо покрыть темной морилкой и спиртовым лаком.

Меха делают из рисовальной бумаги, оклеенной ярким цветным коленкором или сатином. Вырезав меха по выкройке, показанной на рисунке, их тщательно сгибают и склеивают. Затем меха вклеивают в боковые коробки-ящики. Углы боковых коробок желательно оформить жестяными фигурными угольничками. Жестяные угольнички надо заготовить и для угловых сгибов на мехах и обжать их по форме углов на мехах.

Лады-кнопки хорошо сделать из маленьких пуговиц, а ремни из строченого холста, окрашенного масляной краской.

Оружие

Часто для спектакля возникает необходимость в изготовлении разнообразного оружия.

Пистолеты различных форм выпиливают по контуру из тонкой доски-тесинки. Выпиленный пистолет отделывают, закругляя стамесками и делая надрезы, затем его зачищают рашпилем и шкуркой. Мелкие детали выпиливают из фанеры и, прикрепив их, покрывают вместе с пистолетом черной гуашью и масляным лаком, затем припудривают на отлип порошком графита и после его высыхания оттирают.

Шашки и шпаги также выпиливают из фанеры по контуру, склеивая ее в два слоя. Рукоятки из деревянных дощечек наклеивают с двух сторон и вырезают. Ребра шашки надо острогать рубанком. Ножны изготовляют из картона или жести и оклеивают дерматином, бархатом или клеенкой. Наконечник и перехваты делают из латуни. К ним припаивают кольца для ремней. При отсутствии латуни перехваты и наконечник изготавливают из жести и бронзируют. Покрывают порошком бронзы и рукоятку, а все остальные части шпаги закрашивают черным лаком.

Старинные сабли Хорошо изготовить из тонкого полосового железа, обтачивая его на наждачном круге или напильником. Для таких сабель делают ножны яркого цвета, отделывают их латунью или жестью и украшают цветными камнями.

Для ружей разного типа нужна заготовка из доски толщиной примерно 30 мм, которой топориком, стамеской и ножом придают нужную форму. Ствол хорошо сделать из тонкостенной металлической трубки, которую прикрепляют к ложу в специально выбранные полукруглыми стамесками выемки двумя кольцами из полоски железа или жести.

Курок, замок и другие детали лучше делать из металла. Но если этого материала под рукой нет, можно использовать склеенную в несколько слоев фанеру. При отделке ружья ложе покрывают морилкой и лаком, ствол и другие части, которые сделаны под металл,— графитом. Ремень делают из холста, окрашенного масляной краской.

Старинные ружья хорошо обрабатывать под резьбу, а чеканку на них имитировать мастикой из фунтика или рельефной пастой.

Стволы деревьев

Стволы крупных деревьев для сцены почти всегда достаточно делать в половину объема. На фанере рисуют контур дерева (рис. 21) и выпиливают его узкой ножовкой. Если фанерного листа не хватает для одного ствола, то фанеру стыкуют, накладывая на шов дополнительный слой, затем из тесинок в 2,5 мм толщиной выпиливают полукруги, намазывают их клеем и прибивают к фанере через 30—40 см или чаще в зависимости от кривизны ствола. Заготавливают очень тонкие рейки сечением 1 х 1,5 сш и прибивают к полукругам в продольном направлении, начиная от самого края полукруга, через 3—Ьсм. Для небольших деревьев, когда трудно бывает заготовить рейки, их можно заменить штукатурной дранкой, набивая ее чаще. Заготовленный таким образом каркас служит основой ствола. На эту основу набивают поперечными полосами предварительно смазанный клеем картон. Чем более кривой ствол, тем полосы должны быть уже. Это обеспечит лучшее прилегание картона. Ствол по картону оклеивают холстом, имитируя фактуру коры. Этого достигают приклейкой холста продольными разнообразными морщинками и складками, густо идущими от основания ствола и сходящими на нет к верхней части.

При обработке стволов необходимо учитывать различный рисунок коры разной породы деревьев. Если дерево старое, дуплистое, то при оклейке холстом хорошо под него подкладывать мятую комками, смоченную в клейстере бумагу. Такую бумагу надо располагать жгутами, идущими по вертикали, толстыми в нижней части ствола и все более сходящими на нет к верхней части. Это придает большую рельефность коре.

При имитации ствола березы его верхнюю гладкую поверхность хорошо обработать полосками белой глянцевой бумаги, приклеивая ее несколько неровно, с морщинками, а затем весь ствол прописать клеевой краской.

21 изготовление ствола дерева и пенька

Нижняя, покрытая мохом, часть ствола хорошо имитируется опилками, окрашенными в буро-зеленый цвет анилином; опилки в небольшом количестве присыпают на клей в нижней части ствола.

Гладкий ствол сосны хорошо имитировать кусочками рваной бумажной кальки или пергаментной бумаги, окрашенной анилином в желто-оранжевые тона и приклеенной таким образом, чтобы края кусочков оставались свободными. Это создает впечатление шелушащейся сосновой коры.

Сучья к деревьям лучше всего делать съемными, как показано на рис. 21. Для этого на стволе дерева прикрепляют коробочку — гнездо из брусочков, а на сучке — штырь, который легко вставляется в коробочку (рис. 21, Б).

Объемное лежащее дерево, на котором можно сидеть актеру, лучше всего делать так; из тесины в 25 мм толщиной по рисунку выпиливают или вытесывают топориком основной контур дерева. К тесине, с клеем, прибивают с двух сторон полукруги, диаметр которых равен диаметру дерева, за вычетом толщины основной тесины (рис. 21, В). Эти полукруги прибивают на расстоянии один от другого25—30 см. На полукруги набивают рейки сечением 2x2 см с промежутком в 4—5 см. По этому каркасу ствол обиваю? и оклеивают, если он достаточно толстый (более 20 см в диаметре), фанерными лентами, нарезанными по поперечному слою фанеры. Ширина лент зависит от кривизны дерева. Если ствол тонкий, его оклеивают лентами из картона. Поверх картона ствол оклеивают холстом, придавая ему необходимый характер данной фактуры, и окрашивают клеевой краской.

Пеньки для сидения можно сделать так, как показано на рис. 21, Г. Вырезают из теса два донышка диаметром, равным верхней части пенька, и сбивают их на шести брусочках, затем на фанере рисуют основание пенька с разветвлениями корневищ, вырезают его и прибивают к одному из донышек. После этого к брускам в зависимости от желаемого размера прикрепляют боковые кружала, и каркас обшивают лентами фанеры или картона различной формы, стремясь придать наибольший рельеф корневищам. Готовый каркас оклеивают холстом, придавая ему нужную фактуру, и окрашивают.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)