Художественная керамика

Организация сценических эффектов

Просмотров: 20Комментарии: 0
Изготовление бутафории

Бутафору часто приходится принимать участие в организации различных сценических эффектов, необходимых по ходу спектакля.

Мы расскажем о некоторых из них.

Костер на сцене (рис. 48) делают следующим образом. На металлическую сетку прикрепляют кусочки шелка, ставят под сетку небольшой вентилятор и лампы красного цвета. Вентилятор колышет шелковые лепестки, а красные лампочки дают соответствующее освещение.

48 костер

Установив более сильный вентилятор и удлинив шелковые языки, можно получить эффект пламени пожара.

Эффект горящих углей лучше всего создавать так: на металлическую сетку монтируют куски битого толстого стекла (хорошо брать разбитые линзы от фонарей) и подсвечивают снизу красным светом.

Рис. 48. Костер

Дымок от костра (рис. 49), который только начи-нает разгораться, или пар из котелка, хорошо имитировать пудрой. Для этого пудру насыпают в небольшую консервную банку, к которой должна быть прикреплена имитируют установив электроподсветку с красным стеклом на полу у самого задника. Свет фонаря надо направить скользящими лучами по заднику, а задник в это время следует колебать с двух сторон таким образом, чтобы складки материала волнообразно разбегались снизу вверх.

49 струйка дыма

Клуб дыма, вырвавшийся из двери или окна с искрами (для изображения пожара), имитируют, ударив по дощечке с насыпанной на нее пудрой другой дощечкой, как хлопушкой. Поставленный рядом сильный вентилятор относит дым в сторону или вверх. Одновременно нужно бросать на вентилятор мелко нарезанную тонкую бумагу или конфетти, освещая все это лучом красного света.

Эффекта взрыва достигают так. В высокую консервную банку надо насыпать мелких опилок, окрашенных в черный цвет и перемешанных с пудрой. В дно банки укрепляют резиновый шланг и соединяют его с сильно накачанной автомобильной камерой. Если из камеры быстро выпустить воздух в банку с пудрой и опилками, создается эффект взрыва.

50 пролет птицы на сцене

Если по ходу спектакля по сцене должна пролететь Птица, по диагонали сцены натягивают прозрачную леску «сатурн» и пускают по ней бутафорскую птицу, регулируя натяжением лески скорость полета птицы вниз (рис. 50). Взлет птицы снизу вверх осуществляют также по натянутой по диагонали сцены леске, только в данном случае нужно натянуть еще одну леску, прикрепив к ней кольцо, на котором скользит птица. Вторую леску протягивают наверх, на рабочую галлерею сцены, проводят ее там через блок и привязывают к ней небольшой мешочек с песком. Бросив мешочек с галлереи вниз, получают быстрый и равномерный взлет птицы.

Полет птиц по сцене (рис. 51) осуществляется с помощью штанкета. На штанкет натягивают тонкий трос, на который крепят скользящую каретку.

51 пролет стайки птиц

К каретке на леске подвешивают стайку птиц, сделанных из папье-маше с крылышками на спиральных пружинках. Каретку отводят к одной стороне штанкета, и от нее через блок, расположенный на противоположной стороне штанкета, пропускают тонкий шнур, который крепят за поручень рабочей галлереи сцены. Поднимая штанкет, мы заставляем каретку, закрепленную шнуром, плавно подниматься и одновременно двигаться по диагонали сцены. Пропустив обратный шнур и натягивая его руками, можно получить обратное движение каретки.

Небольшое качающееся деревце (рис.52) хорошо сделать, монтируя ветки на бамбуковом удилище, которое закрепляют на полу с помощью пружины, как показано на рис. 52. Такие деревья могут спрятанными лежать на сцене и в нужный момент появляться, раскачиваясь, могут качаться и гнуться, если их раздвигает человек, и просто раскачиваться как бы от ветра, управляемые шнуром из-за кулис.

Пролет бутафорской фигуры по сцене (рис. 53) можно сделать, натянув по верху сцены трос параллельно рампе и завязав его за поручни рабочей галлереи. На трос подвешивают каретку, которая сможет двигаться по тросу на вращающихся роликах. К одному концу каретки крепят трос, на котором устанавливают подвесной блок. Конец троса пропускают через нижний блок каретки и крепят к поручням рабочей галлереи. К другому концу каретки крепят шнур, проводят его через блок, укрепленный на противоположной стороне сцены, и подвешивают к нему мягкий груз. Бросая груз вниз на сцену, получают полет муляжных фигур по диагональному направлению сцены. Фигуры подвешивают к подвижному блоку.

53 пролет по сцене муляжной фигкры

Хорошо, если на летящих фигурах будет шарф или какая-нибудь другая деталь, развивающаяся во время полета. Самый простой прием, создающий эффект пролета по сцене, может быть такой. Берут кусок легкой ткани (тонкий шелк), вшивают в его угол небольшой грузик и стреляют этим грузиком из большой, специально сделанной рогатки с резиной.

Имитации Луны или солнца достигают, подвешивая за бязевым или полотняным задником сцены круглую коробку с лампами (рис. 54). Лампы должны быть скрыты за непрозрачным кольцом. Такая коробка-транспарант, прижатая плотно к заднику, дает четко очерченный контур. Если коробку отодвинуть на небольшое расстояние, то создается впечатление размытого контура луны или солнца.

54 луна на сцене

Чтобы получить на сцене эффект Распускающихся цветов, можно применить следующий прием.

Лепестки из тонкого шелка, которые закрывают цветок, надо делать на каркасиках из сталистой проволоки (рис. 55).

К каждому каркасику лепестка прикрепляют леску и пропускают ее через середину цветка в стебель-трубочку.

Если лески натянуть, лепестки сложатся и закроют цветок. Он превратится в бутон.

Сделанный из таких цветов куст может то распускаться, то опять становиться зеленым, без цветов.

Эффекта Падающих с дерева листьев достигают так: на дереве укрепляют несколько небольших электромагнитов и прикрепляют к листьям легкие металлические пластинки. При выключении тока листья будут падать.

Иногда по ходу спектакля бывает нужно, чтобы штора или занавес изменили цвет, то есть перевернулись к публике другой стороной. Для этого изготавливают фермочку с натянутыми параллельно тросами (рис. 56). К занавесу пришивают три кольца. Каждое кольцо надевают на отдельный трос (см. рис. 56). Раздергивая крайние кольца одно на себя, другое от себя и оставляя среднее кольцо неподвижным, получают моментальный поворот занавеса на глазах у публики.

Эффект идущего по Сугробам человека получается, если натянуть на пол сцены сшитый из марли половик. Сбоку, под половиком ставят мощный вентилятор, который будет вздувать марлевый половик. При соответствующем освещении идущий по нему человек будет «утопать в сугробах», а бегущие складки половика создадут впечатление пурги.

Рис. 55. Раскрывающийся бутон

Если по ходу спектакля гающие световые можно укрепить на рамке на тоненьких пружинках маленькие круглые зеркальца (рис. 57). Направляя на них луч прожектора с цветным фильтром и покачивая рамку, получают бегающие по сцене цветные блики-«эайчики».

Много возможностей дает для сцены черный бархат: встав на фоне черного бархата, человек может пропадать по частям, если перед ним поднимать черную бархатную занавеску.

Если спинка костюма актера сделана из черного бархата, то актер, вставший на фоне черного бархата, при поворотах будет исчезать.

Человек, одетый в костюм из черного бархата, на котором написан скелет, на сцене на фоне черного бархата будет выглядеть двигающимся скелетом.

Колесо, оклеенное черным бархатом и обшитое по кромке колеса - блестящей жестью (кромку можно оклеить и поталью), будет создавать иллюзию льющейся воды, если его установить соответствующим образом на фоне черного бархата (рис. 58).

Проявляя изобретательность, можно организовать множество разнообразных сценических эффектов. Мы рассказали только о простейших из них, которых легко добиться на необорудованной сцене.

Рис. 57. Солнечные блики-"зайчики

Рис. 58. Льющаяся вода

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)