Художественная керамика

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Просмотров: 1320Комментарии: 0
Разное


Историческая справка

Второе имя флорентийской мозаики – Commesso. Эта техника, действительно, уникальна, ведь именно с ее помощью мастера много веков назад начали создавать бессмертные каменные картины. Для работы использовались фрагменты полудрагоценных минералов. Эта техника берет свое начало еще в XVI веке и сегодня ее актуальность не теряется.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Первые письменные упоминания о подобных работах можно найти еще в 14-м веке. Такая работа была лишь у герцога Медичи, проживающего во Флоренции. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свое крыло талантливых мастеров, которые развивали новые направления в искусстве.

Такая работая спустя 2 века приглянулась потомку герцога Медичи Франческо I. Мужчина нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно. Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться.

Приемник Франческо I, Фердинанд I в 1558 году основал первую мастерскую, где камни обрабатывали должным образом и собирали в прекрасные картины. Мастерская была названа Opificio delle Pietre Dure и там часто проводились открытые уроки для тех, кто хотел связать свою жизнь с уникальным и прибыльным ремеслом.

Для работы была набрана первая группа художников, которые сумели улучшить и довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера учились творить в иллюзорной перспективе. Мастерская активно работала и уже в 17-м веке процветала, создавая мозаики для семейных часовен, такие украшения могли себе позволить только очень богатые люди Флоренции. Они буквально превращали свои погребальные часовни в произведения искусства.

Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18-м веке в других европейских странах мастера активно использовали такую технику по сборке небольших кусочков в оригинальные картины. Ремесленников из Флоренции нанимали для декорирования залов европейских судов.

Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что время ее золотого расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Богатые и влиятельные флорентинцы сделали все возможное, чтобы одаренные ремесленники развивались, могли привносить свои идем, реализовывать их. Такое покровительство дала всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные картины.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Становление и развитие стиля в России

Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.

Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.

Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.

В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Множество прекрасных мозаичных «картин» украшают стены Московского метрополитена и делают его гордостью столицы.

Особенности кладки

Кладка флорентийской мозаики может запросто осуществляться в современных интерьерах. Там она отлично сочетается с более традиционными материалами, например, керамогранитом или иной напольной плиткой. Создаётся приятный контраст, который лишь выделяет и подчёркивает сложный узор из натуральных камней.

_

Кроме того, этот контраст позволяет создать удобное зонирование – можно разделить пространство на любые зоны, либо, напротив, объединить разрозненные элементы.

Дополнительно для этой цели применяются декоративные бордюры и аналогичные компоненты.

При кладке учитывается доминирующий цвет и стиль того интерьера, в котором укладывается мозаика. Выкладка может производиться не только на ровной плоскости, но и под изгибами из-за преобладания в ней мелких камней – ничто не мешает выложить, например, выгнутое дно бассейна.

_

Об авторских правах

Содержание блога НЕ используется в коммерческих целях. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него, но Ваше авторство не было указано, пожалуйста, сообщите об этом оставив соответсвующий коментарий в посте.

 

Примеры панно и флорентийской мозаики

Наша компания «КАМ- МАНУФАКТУРА» может создать для вас мозаику по любому эскизу, в качестве которого может выступать фотография или рисунок.

Сроки выполнения заказа по изготовления данного вида мозаики в компании составляет не менее 1,5–2 месяца. Чтобы заказать данное изделие в нашей компании «КАМ-МАНУФАКТУРА», оставьте предварительную заявку на нашем сайте через форму.

Процесс изготовления

Собранная в панно флорентийская мозаика – это сложный процесс со стороны создания предмета искусства и творческого его воплощения.

Важно! Во избежание несчастных случаев при выполнении работ по резке и шлифовке камня, рекомендуется соблюдать правила по технике безопасности с использованием элементарных средств защиты.

Выполнение каждого художественного произведения в современных условиях производится с поддержанием определенного алгоритма действий:

Подборка нужной фактуры

Исходного сырье может выглядеть как глыба или валун от скалы или в виде обломка, цельной плиты. Первоначально проводится отсортировка отделочного материала с учетом его свойств по пористости структуры, насыщенности и яркости оттенков.

Отбор камня по рисунку, цветовой гамме ответственная операция, влияющая на художественно-декоративную ценность изготовленного изделия.

Создание фрагментов картины

Определение мест дробления кусков материала, необходимого размера для будущего изделия, осуществляется с помощью лазера. Он, по заранее заготовленной компьютерной программе, наносит контуры рисунка на поверхности материала. При этом учитывается фактура и красота каждого куска.
флорентийская мозаика фото

Заготовка деталей

В зависимости от габаритов исходного материала используют специальную технику для изготовления заготовок.  Из них вырезают пластины толщиной около 3 мм по созданному контуру. Каждый элемент шлифуют и подгоняют размером к соседнему, согласно намеченного эскиза.  При выполнении процесса резки используется обильное водяное охлаждение.

Сбор полотна

При наборе в мастерских крупные изображения делятся на фрагменты и наносятся на специальную подложку. Идеально подогнанные между собой по размеру, цвету, текстуре каменные пластинки собирают в отдельные части художественного произведения. С оборотной стороны каждого элемента наносят клей. Все подготовленные куски переносятся на основное место и вместе с основой прилепляются к поверхности.

После полного высыхания полотно тщательно шлифуют. Финишное полирование картины из цветных камней осуществляют с помощью пасты или суспензии с мелкозернистыми частичками.

Важно! Рекомендуется слегка смочить лицевую поверхность водой для того, чтобы увидеть, как заготовленный для мозаики материал будет смотреться в конечном результате работы.

Описание подарка

Такая картина будет изюминкой интерьера. Ваши гости всегда будут обращать внимание на необычную и креативную вещь, восхищаясь тонким вкусом хозяев.

 

Производители

Многие пытаются производить мозаику в подобном стиле, но и по сей день лучшим вариантом является продукция производства итальянских мастеров. Конечно, ехать в Италию за компонентами или заказывать их оттуда – дело накладное и дорогостоящее. Потому есть ряд локальных мастерских, которые могут произвести ничуть не уступающий по визуальным характеристикам аналог. Например, производят подобную мозаику в Уфе, в мастерской «Артель», правда, преобладают в такой кладке местные уральские камни. Делают это интерьерное украшение и в Санкт-Петербурге, в студии A.G. и в студии Андрея Горина. Есть мастерская флорентийской мозаики в Башкортостане и в Хабаровске. В Украине имеется мастерская/галерея, которой заведуют Кошиль и Виталий Малюк. При желании можно найти мастеров, работающий в данной технологии где угодно.

Кроме того, даже неспециализированные мастерские и мастера могут зачастую, при наличии у вас желания и финансовых возможностей, изготовить вам настоящее произведение искусства.

_

Звукоизоляционная мембрана Звукоизол ВЭМ 4 СМК (2,5 м х 1,2 м х 2 мм) 3 м2 самоклеящаяся, цена 3 630 руб.

Отзывы покупателей

Если бы флорентийская мозаика не стоила своих денег, то закономерно, что люди бы её попросту не заказывали. Потому отзывы в подавляющем большинстве исключительно позитивные. Людям нравится та доскональность, с которой осуществляется кладка, нравится неповторимость и долговечность картин, получающихся таким образом. Привлекает и игра цветов и текстур, которой могут достигать умелые мастера. Добиться этого у них выходит как с разнообразными природными камнями, описанными выше, так и с более скромным набором камней, добытых локально.

_

Негативные отзывы бывают скорее не о результате, но о процессе, потому что он может растягиваться на долгие месяцы – а особенно масштабные произведения и вовсе могут занять полгода и больше. Это неудивительно, учитывая то, как тонко и качественно должен быть обработан каждый камень, но понимание этого факта не отменяет определённой фрустрации.

 

Что важно знать при подборе камня

Во-первых, нужно иметь в виду, что в зависимости от того, какой камень выбрал мастер, будет зависеть направление и качество реза. Так, оптические характеристики каждого минерала индивидуальны, то есть они могут по-разному переливаться на свету и имеют особую структуру. Предварительно камень обязательно нужно смочить водой, ведь тогда он сможет проявить свою яркость, как непосредственно после полировки. Производство таких нехитрых манипуляций позволяет наперёд выяснить, как будет выглядеть готовое изделие.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

После выборки камней, производится их разметка и нарезка при помощи специального станка. В процессе резки нужно постоянно следить за тем, чтобы пила была охлажденной и, конечно, за соблюдением правил безопасности. Для удобства элементы следует нарезать с запасом, чтобы не обрезать лишнее при обработке стыков.

Помимо прочего современные технологии позволяют использовать для разметки компьютер, а для создания отдельных элементов лазерную резку, которая и позволяет перенести рисунок с компьютера без какого-либо вида погрешностей на камень и с требуемым запасом.

Завершающий этап процесса создания флорентийской нарезки сопровождается доводкой отдельных элементов по контуру осуществляется на шлифовальном станке с использованием карборундового круга либо алмазной планшайбы, или же доработка производится вручную посредством использования алмазными надфилями.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Обратный метод

Данный способ предполагает, что мастер укладывает мозаику лицевой стороной вниз в соответствии с трафаретным рисунком и закрепляет его с изнаночной стороны специальным клеем. Такая технология более применима для проекта большого масштаба: таким образом сначала собираются крупные части картины из мелких деталей, а затем уже они точно входят в указанный рисунок. Также данный способ позволяет производить шлифовку лицевой поверхности, не выходя из мастерской.

Прямой метод

Данный метод отличается тем, что здесь укладка производится  уже на постоянную основу. Мастера прошлого производили выкладку поверх на выровненного закрепляющего слоя кусками вырезанных пластин из камня. На сегодняшний день оба вида набора производятся с использованием стекловолокна, и только потом переносятся непосредственно на объект.

Так, изделие, приобретшее очертания общей картины, обрабатывается посредством применения специальных паст: доводочных и полировальных, которые используются в зависимости от свойств избранного мастером минерала.

Используемые материалы

Первоначальное изготовление флорентийской мозаики предусматривало использование в работе лишь драгоценных или полудрагоценных камней. Такие изделия были очень дорогими и позволить их себе могли лишь представители знати Флоренции.

Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.

Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.

Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:

  • темный мрамор для фона;
  • яшма;
  • аметист;
  • бирюза.

Флорентийская мозаика

Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.

Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев. Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки. Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.

Стекло

Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.

Есть две основные категории стеклянной мозаики:

  1. Для украшения потолка, пола.
  2. Для декора мебели, аксессуаров.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.

Керамика

Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:

  • твердая и прочная;
  • отлично сопротивляется износу;
  • устойчива к коррозии;
  • электрически изолирована;
  • устойчива к воздействию химикатов;
  • подходит для отделки любой поверхности;
  • имеет низкую теплопроводность.

Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Разновидности и характеристики

Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:

  • мрамор;
  • лазурит;
  • малахит;
  • агат;
  • авантюрин;
  • яшма;
  • тигровый глаз;
  • оникс;
  • бирюза;
  • халцедон;
  • аметист и так далее.

Основной критерий выбора того или иного камня – это даже не его свойства, а то, насколько точно его цвет, оттенок и текстура подходят под узор, который решил выложить мастер.

Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:

  • фигуры людей, птиц и животных;
  • пейзажи;
  • цветочные и прочие растительные узоры;
  • библейские и фантастические сюжеты.

_

В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.

Флорентийская мозаика: история промысла

Камень – красивый и стойкий к повреждениям материал. Неудивительно, что он столь востребован в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве! И древнейшим видом подобных работ является мозаика (от латинского слова «musivum» – «посвящённая музам») – техника создания картин из разных по тону и форме кусочков, прикреплённых к общей основе.

Мозаика Pietre Dure

Уже на заре цивилизации, в IV тысячелетии до н. э., люди выкладывали узоры из каменных осколков – такие произведения встречаются в дворцах и храмах Месопотамии. Чрезвычайно реалистичные панно античной Греции и Рима состояли из миллионов фрагментов. Расцвет ремесла выпал на времена Византийской империи – мозаичные иконы из самоцветов и смальты (крашеного стекла), снабжённые подложкой из золотой фольги, и сейчас завораживают верующих в Константинополе, Венеции, Италии. В период Средневековья в моду вошли вещицы из бисера, а рококо ознаменовалось изделиями из раковин, перьев, панцирей жуков.

Однако вершина камнерезного искусства – флорентийские мозаики, они же «pietrа dure» (в переводе с итальянского – «твёрдый камень»). Это инкрустация фигурно обточенных самоцветов в основание из зелёного, белого или чёрного мрамора. Мастер так филигранно подгоняет детали, что между ними почти не остаётся швов, а для лучшего сцепления наносит на изнанку бороздки. Готовое произведение смахивает на головоломку-паззл, но каждая частица имеет свою собственную неповторимую конфигурацию, зависящую от места в рисунке. А естественный неоднородный тон минерала придаёт изображению особое очарование!

Флорентийская мозаика: янтарные иконы

Первые подобные панно, ещё известные как «opera di commessi» («состыкованные») датируются XIV ст. Ими восхищался сам Микеланджело, именуя «вечными картинами». Неординарные сувениры из янтаря, агата, кварца, халцедона, яшмы, лазурита, порфира и гранита покорили влиятельных меценатов Медичи, и с тех пор новому промыслу был гарантирован успех – в этом стиле выдержана даже усыпальница семейства. Так, глава республики Лоренцо Великолепный (1449-1492) заказывал умельцам работы на мифологическую тематику. А в 1588 г. герцог Тосканы Фердинанд I основал мастерскую флорентийских мозаик «Galleria di’Lavori». Там делали камеи (портретные медальоны), посуду, панели для дверей и шкафов, столешницы, скамейки, фонтаны.

К началу XVII ст. чудесные произведения прославились во всём мире. В Индии эти узоры называют «parchin kari» (на хинди – «вбивать, соединять»). Ими декорирован величайший архитектурный памятник страны – Тадж-Махал. Похоже оформлены восточные мечети и особняки, вот только орнаменты там были растительными либо геометрическими – в исламе запрещено изображать живых существ. В России флорентийские мозаики появились при царице Елизавете Петровне (1709-1761) – по её приказу ими дополнили знаменитую Янтарную комнату. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие фрагменты оригинальной обстановки: комод, панно «Осязание и обоняние», янтарная шкатулка.

Янтарная комната с флорентийской мозаикой
Фрагмент мозаики в Янтарной комнате. Царское село

В XIX ст. флорентийские мозаики стали характерной чертой жанра ар-нуво – его изогнутые линии, приглушённые цвета и лаконичные очертания идеально соответствовали специфике работы с драгоценными камнями. А в ХХ ст. монументальными картинами украшали станции метро, театры, правительственные здания.

В чем особенность флорентийской мозаики

Мастера из Флоренции несколько веков назад показали, какую красоту можно создавать своими руками. Их работы всегда выглядели безупречно и к этой высокой планке всегда стремились их последователи. Щепетильно подобранные детали создают целостную, гладкую поверхность. Дополнительная шлифовка заставляет такие полотна сверкать и переливаться под солнечными лучами.

Отличается флорентийская мозаика и обилием ярких, пастельных оттенков. Мастера всегда использовали всю палитру, стараясь максимально передать даже малейшие оттенки. К используемым материалам всегда предъявлялись большие требования, они должны быть:

  1. Влагоустойчивыми. Благодаря этому влага не проникает сквозь панно, не разрушает его. Попавшую на поверхность влагу легко убрать губкой и мягкой тряпкой. На мозаике не появляется плесень, коррозия. Такое покрытие прекрасно подходит для бассейнов.
  2. Морозоустойчивыми. Это требование обязательно, если панно будет размещено на внешней стороне здания. В таком стиле раньше и сегодня многие украшают беседки и крыльцо дома. Даже под толстым слоем снега и льда покрытие остается в безупречном виде, а весной достаточно помыть и вытереть его, чтобы краски снова засверкали на солнце.Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается
  3. Уникальными. Даже если один мастер постарается повторить рисунок предшественника и выберет максимально похожие материалы, его работа будет отличаться в некоторых деталях. Каждая флорентийская мозаика уникальна и в этом ее прелесть.
  4. Долговечными. Стекло, керамика, полудрагоценные и дорогие самоцветы сохраняют всю свою яркость и насыщенность оттенков на протяжении десятилетий и даже столетий. Выбирая подобные материалы для отделки помещения или внешних работ можно не волноваться, что реконструкцию нужно будет проводить уже через пару лет или подкрашивать что-то.

Мозаичное полотно – это не только красивое и долговечное капиталовложение, но и огромный труд мастера. На создание каменной картины в среднем требуется примерно 2 месяца. Сегодня такие панно украшают большие церкви и соборы. Флорентийской мозаикой декорируют различную мебель, но позволить ее себе могут не все из-за высокой, но оправданной стоимости.

Метод изготовления

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:

  • заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
  • набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
  • финишная отделка — доводка и полирование изделия.
Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

В наш век цифровых технологий все чаще применяется лазерная резка, переносящая рисунок с компьютера без погрешностей и с необходимым запасом.

Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.

При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.

Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.

Финишная отделка придает камню восхитительный блеск, раскрывает все его переливы и оттенки.

Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается
 


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)