Некоторые учащиеся, особенно после небрежного точения на круге, начинают слишком энергично заравнивать изделие, например шкуркой, после того, когда оно высохнет Однако этим злоупотреблять не следует. Умеренно оставленные следы от обтачивания инструментом и от рук характерны для гончарного изделия и являются неотъемлемой чертой его обработки. В противоположность этому, изделия с плоскими поверхностями (плитка, ящик или даже дно сосуда) могут быть тщательно выровнены.
Для создания на изделии с телом вращения своеобразного матового блеска, который мы обнаруживаем на древнерусских и других сосудах, поверхность полировали с помощью металлического или гладкого каменного инструмента.
В настоящее время изделия полируют роговым шпателем, а иногда твердой резиновой пластинкой, пустив станок и предварительно проведя по поверхности предмета мокрой губкой, пока на ней не образуется легкий слой глиняной мути. Можно полировать и мягкой щеткой с длинным волосом. Полируемое изделие в основном должно находиться в кожетвердом состоянии.
При правильном полировании глинистые частицы ориентируются в одном направлении. Надо избегать слишком высокого обжига полированных изделий, так как из нашего опыта следует, что ориентация частиц на поверхности при этом нарушается и блеск уменьшается. Таким образом, лощение не достигает цели.