Пигменты разбавители флюсы свойства красок

Просмотров: 1616Комментарии: 0
Декорирование утельных изделий

Чтобы расширить палитру подглазурных красок, стремятся или понизить температуру расплавления глазури, или повысить химическую стойкость красок, сделав их мало взаимодействующими с глазурью.

Широкое распространение получили устойчивые шпинельные красители (пигменты), разработанные проф. С. Г. Тумановым. Название их произошло от натуральной шпинели Mg•Аl2O3 — алюмината магния кристаллического строения (см. Сведения из неорганической химии).

Такие красители (пигменты) представляют собой искусственный строго стехиометрический состав из двух окислов: закиси и окиси. Для подглазурных красок применяют шпинели-алюминаты, например СоО•Аl2O3 (глубоко-синий цвет), шпинели-хромиты FeO•Cr2O3 (черно-коричневый цвет), шпинели-ферриты (MgO•Fe2O3 (индийский красный) и др. В последнее время С.Г. Тумановым разработаны бирюзовые хромовые пигменты на основе шпинели ZnO•Cr2O3, в которой ZnO замещен СоО, и изучено влияние добавок: Li, Sb, Be, La, Nd.

Подобные составы синтезируют путем предварительного совместного осаждения соответствующих солей, прокаливания их при высокой температуре, весьма тонкого помола, и лишь иногда — просто прокаливания соответствующих окислов и помола.

Шпинельные краски устойчивы против дуффузии их в слой глазури и лучше других сохраняют контур и колорит подглазурного рисунка.

В качестве подглазурных применяют краски не только строго шпинельного типа. Например, смеси окислов хрома, железа, марганца и цинка образуют ряд темно-коричневых пигментов вплоть до черных. Устойчивость краскам придают добавки к ним каолина, окиси алюминия и др. Без таких добавок, например, одна окись железа при высоком огне легко растворяется под глазурью, а с добавками — дает довольно устойчивые коричневато-красные тона. Кобальт в виде фосфорнокислой соли при смешивании с окисью цинка и глиноземом дает гамму устойчивых синих окрасок.

При изготовлении подглазурных составов к пигментам можно добавлять неокрашивающие материалы — такие, как кварц, белый череп, каолин, сырой полевой шпат и др. Например, краска № 109 — синий кобальт — состоит их 10% окиси кобальта и 90% прокаленного каолина Однако значение добавок заключается не в простом разбеливании, но и в химическом воздействии их на красители при высокой температуре.

Подглазурные краски должны обладать способностью несколько приплавляться к черепку; поэтому во многие составы добавляют еще ифлюс (плавень), а иногда — суспензирующий и пластифицирующий глинистый агент, например 5% соответствующей глазури и 5% глины. В другие составы вводят значительно больше флюса. Так, для краски № 50 (розовой) берут 50% пинка № 74, добавляя к нему 50% флюса № 203. Последний состоит из 40% окиси олова, 40% кварца и 20% мела и является одновременно разбеливающим веществом.

Для более эффективного использования подглазурные краски желательно готовить для определенного состава глазури и черепка. Опыт показывает, например, что наличие цинка в глазури оказывает вредное действие на хром-оловянные пинки, а хромовые зеленые краски не должны применяться под глазурями, содержащими олово.

Хотя простые шихты, состоящие из красящих окислов с некоторыми добавками каолина, кварца и флюса, можно делать без особой подготовки — самостоятельно, все же для начальных работ надо брать готовые подглазурные краски.

Начинающий керамист, чтобы изучить тональную гамму «своих» красок, должен сделать пробную палитру на той керамике, с которой будет работать, и обжечь ее при необходимой температуре под соответствующей глазурью. Желательно также изготовить палитру и для смешанных составов.

Подглазурные краски после обжига, как правило, становятся ярче. Например, та же краска № 50 (розовая) имеет до обжига серо-розовый цвет, а после обжига при температуре 1300°С становится ярко-розовой. Эту краску можно смешивать с кобальтом и с коричневыми красителями, но с желтыми она дает грязные тона.

Краска № 48, в которую входят хромпик, железный купорос и полевой шпат, имеет светло-коричневый цвет. Ее можно смешивать с розовыми и зелеными красками. После обжига при 1300°С она становится ярче, но при небольшом пережоге, из-за присутствия легко реагирующего соединения железа, тускнеет и выгорает.

Следует помнить, что краски изменяются и под воздействием газовой среды обжига, особенно восстановительной.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)