Керамическая живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления в Европе так называемого белого товара — фаянса и особенно фарфора.
Благодаря работам русского химика Д. И. Виноградова в середине XVIII столетия, независимо от зарубежных исследователей, появился русский фарфор, завоевавший вскоре мировую славу.
После распространения фарфора в Европе образовался ряд школ живописи по фарфору. Последний стал прекрасным белым плоскостным и объемным фоном для живописца.
Живопись по фаянсу и фарфору сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Несмотря на сравнительно малые «полотна», она усложнена своей органической связью с формой изделия, а кроме того, для начинающих эта живопись создает известные трудности, поскольку надглазурные краски до обжига имеют тон и интенсивность, весьма резко меняющиеся после обжига.
Начинающих художников-керамистов надо предостеречь от большого соблазна расписать белую поверхность черепка полностью, ибо форма, цвет и материал изделия сплошь и рядом настолько хороши сами по себе, что прежде чем осуществить композицию следует подумать: «а не оставить ли это место белым?»
Полностью закрашенный фарфор и даже фаянс, иногда рукой хорошего мастера, все-таки уводит от наблюдения прекрасного материала и формы к известной неопределенности и подчас вызывает досаду их-за непонимания этих материалов. Исключительно важно также понять и воспринять форму изделия, которая у начинающего в большинстве случаев будет не своя, а готовая, и создать, таким образом, вещь с единством формы и декора.