Лепка из глиняной массы

Просмотров: 2668Комментарии: 0
Мастерство

Глина является особой характерности пластичным материалом, и далеко не любой конфигурации, даже талантливо сделанные изделия будут художественно удачными в ней, как в материале

На рисунке показаны две формы кувшина, из которых один (а) более типичен для керамического материала, а другой (б) — для металла. Как бы последняя форма не была декорирована, она не станет керамикой, хотя ее тело будет сделано из глины. Это чувство, или ощущение керамики, естественно, приходит с приобретением некоторого вкуса.

Лепка из глины

Первые опыты по формованию глины следует начать с лепки несложных форм при помощи только рук.

Игрушечные фигуры, бусы и другие мелкие изделия могут быть созданы путем соединения шаров и цилиндров. Затем можно попытаться вылепить фигурки животных или человека размером, не превышающим 10—12 см.

Все эти опыты помогут учащимся «прочувствовать» качества, характерные для глинистого материала.

Сложной налепки с помощью какого-либо инструмента делать не следует. Надо наблюдать свойства пластичного материала, его податливость и фактурность, не создавая особых украшений. Это будет отправной точкой для начинающего художника.

С приобретением знаний учащийся поймет, что создание национально-художественной игрушки как предмета, отражающего народное искусство, потребует от него большого творческого опыта или самобытной культуры.

В дальнейших опытах изготовления изделий округлой и «свободной» формы мы не получим идеального с равномерными стенками изделия, но эта цель в данном случае и не преследуется. Характерность метода изготовления изделия и сохраняющаяся при этом фактурность материала всегда имеют свою собственную художественную ценность.

В руках скатывают шар глины диаметром 3—4 см. Распластывая и выжимая глину большими пальцами и остальными, формуют толстое, чашечного вида изделие. При этом надо стремиться получить по возможности одинаковую толщину стенок предмета (5—8 мм).

Развитие способности определения толщины стенок «на ощупь» весьма важно для керамиста, особенно при работе на гончарном круге (например, японцы даже очень тонкие вещи выполняют указанными выше методами, т.е. «от руки»).

Изделие можно оставить на несколько часов для подвяливания (подсушки) в комнатных условиях (если — на ночь, то в закрывающемся оцинкованном ящике). За это время глина приобретает лишь прочность подвяленной, а потому в дальнейшем изделие может дорабатываться без опасения его деформации.

Затем изделие переворачивают дном кверху и гладко зачищают дно старой ножовкой. Поверхность внутри и снаружи изделия может быть умеренно заглажена влажной губкой («греческой» или другой). Не надо стремиться заглаживать ею оставшиеся от ручной лепки следы до идеально выровненного и сглаженного состояния. Это будет похоже, скажем, на старания плотника, сделавшего вещь из простого дерева с помощью лишь топора, а впоследствии тщательно отполировавшего ее «под красное дерево».

В дальнейшем таким же приемом можно вылепить изделия свободной формы: пепельницы, розетки для варенья, курительные трубки, бусы и т. п.

Не следует сразу стремиться сделать что-то «необыкновенное»; лучше проследить за основными свойствами глины, которые при ручной поделке подсказывают делать часто простую, утилитарно и технологически оправданную форму. Художественная ценность вещи повышается тогда, когда ее конфигурация отвечает свойствам материала. Эти наблюдения в будущем помогут создавать проекты и вещи, относящиеся именно к керамике, спутать которую с другим материалом невозможно

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)