Шликер

Просмотров: 4517Комментарии: 0
Литье и ручное формирование изделий в гипсовых формах

Обычно содержание воды в литейном шликере редко превышает 35—40 %. Чтобы при такой сравнительно малой влажности масса стала текучей и заполняла даже тонкие детали форм, к ней необходимо добавлять так называемые дефлокулянты, или, как их еще называют, — электролиты, представляющие собой чаще всего щелочные соли слабых кислот, например соду (Na2CO3) или жидкое стекло (Na2SiO3).Далее...

Способы литья

Просмотров: 2607Комментарии: 0
Литье и ручное формирование изделий в гипсовых формах

Литье изделий осуществляют двумя способами наливным и сливным.

Схемы литья в гипсовых формах

Схемы наливного и сливного литья в гипсовых формах:

1 - шликер залит, 2 - избыток воды поглощен гипсом, 3 - после набора необходимой толщины черепка избыточный шликер слит, 4 - запас в литнике (у горловины) подрезан, 5 - готовые сырые изделия (наливное и сливное)

При наливном способе шликер заливают обычно в специальную гипсовую форму, имеющую, как правило, две рабочие поверхности. Заполнив объем, шликер оставляют между ними, не выливая. По мере всасывания воды порами гипса шликер пополняют, приливая его до верхнего уровня формы. Конфигурация внутренних поверхностей деталей формы (вкладышей) определяет конфигурацию всего тела изделия, а расстояние между внутренними поверхностями гипсовой формы — толщину сырого черепка.Далее...

Общие сведения о формовании на приводном круге с помощью профильного шаблона

Просмотров: 2641Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Для данной работы надо иметь специальный формовочный станок, приводящийся во вращение мотором. Несмотря на то, что этот метод является (в весьма совершенном виде) производственным, он также полезен и для керамиста-художника, когда возникает необходимость в изготовлении нескольких одинаковых изделий. Для этого от композиционного рисунка надо перейти к поперечному разрезу изделия, начертив его увеличенным с учетом будущей усадки при сушке и обжиге (см. Обжиг и Сведения о модельно-формовочном деле в керамике).

разрез блюдца

Разрез блюдца

Далее...

Склеивание и исправление треснувшего сырого изделия

Просмотров: 1933Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Если окончательно высохшее изделие оказалось поврежденным (отскочила, например, ручка, или отбился край носика), то оно может быть все же починено, если оно этого стоит.

Поврежденное изделие обрызгивают водой и ставят не меньше чем на сутки в закрытый шкаф в атмосферу высокой влажности. Для соединения частей их намазывают тонким слоем шликера того же состава и сразу же прижимают друг к другу с последующим заглаживанием шва.Далее...

Изготовление деталей

Просмотров: 2320Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

При желании в дне изделия может быть сделана ножка, т.е. из дна выбрана часть глины, а снаружи обточен некоторый ее избыток в виде ободка.

Чтобы перейти от простого горшка к кувшину с ручкой и крышкой или к кружке с ручкой, нужно много тренироваться в изготовлении приставных и дополняющих деталей (гарнитуры), а также в их приставке к изделию. Лучше всего начать с изготовления пивной кружки.

Приготовив соответствующий кружке простой цилиндр, находят заметную, изменяющую его в композиционном отношении образующую линию.Далее...

Процесс обтачивания

Просмотров: 2074Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Горшок или вазу устанавливают вверх дном на головку круга и центрируют.

Первоначально это делают при медленном вращении круга, используя в качестве ориентира концентрические окружности на дисковой площадке. При медленном проворачивании круга можно, например, большой палец правой руки держать в таком фиксированном положении, чтобы при «биении» ноготь сделал легкую отметку на изделии, когда оно его коснется.Далее...

Некоторые дополнительные операции при изготовлении горшка или вазы

Просмотров: 2004Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Уже при вытягивании цилиндра в его стенках можно обнаружить один-другой пузырек воздуха, что является следствием плохой перебивки глины. Пузырьки должны быть удалены путем прокалывания их куском проволоки и выдавливания воздуха наружу При значительном количестве пузырьков глину необходимо перебить заново.

Часто верхний край цилиндра получается неровным — «рваным». Тогда жесткой тонкой проволокой протыкают сбоку цилиндр наиболее низкого места рваного края и, поддерживая прошедший во внутрь конец проволоки, срезают часть массы в виде ленты.Далее...

Изготовление простого режущего инструмента

Просмотров: 2029Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Для самостоятельного изготовления сталированного режущего инструмента необходимо иметь тиски, ножовку, молоток, напильник и несколько полосок достаточно толстого железа.

Загнутая под прямым углом полоса металла будет достаточно удобной при ширине 2—2,5 см и длине 25—30 см. К ней можно приделать деревянную ручку, это заменит так называемую клюшку.

Некоторые мастера работают «петлей», которую делают из часовой пружины.Далее...

Формование полости и дна

Просмотров: 1962Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Держа большой палец правой руки вертикально, продолжают вдавливать его вниз в центр купола, другие пальцы при этом находятся на наружной стороне начавшей изменяться формы; они контролируют определенное перемещение глины в стороны.

В образовавшуюся полость добавляют с губки или с руки небольшое количество воды.

Глубина вдавливания большого пальца определит толщину дна. Оставленная при первых опытах несколько большая толщина дна придаст большую устойчивость изделию (горшку) и обеспечит известный запас материала, необходимый для практики по обтачиванию.Далее...

Оформление горшка или вазы

Просмотров: 3967Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Из цилиндра можно выполнить горшечную или вазовую форму. Если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то стенки его будут вытягиваться с расширением формы. 

Расширение стенок

Расширение стенок до необходимой формы

При таком формовании очень важно, чтобы в нем участвовали обе руки, находясь внутри и снаружи цилиндра точно одна против другой, взаимно координируя то давление, которое требуется для образования нужной формы. При изготовлении высокого горшка руку необходимо держать внутри полости вертикально.Далее...

Вытягивание цилиндра

Просмотров: 2001Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Если начнут получаться хорошие цилиндры с равномерными стенками, то вытачивание из них вазовой или горшечной формы не представит большой сложности.

При изготовлении цилиндра на поверхность его полости добавляют «смазку». Каждый мастер по-своему вытягивает эту промежуточную форму, но во всех случаях она должна получить высоту будущего изделия. Многие мастера используют для этой операции конец среднего пальца левой руки, опуская его внутрь полости до дна, а согнутый первый и большой пальцы правой руки прижимают к внешней стороне вытягивающегося цилиндра.Далее...

Приготовление глинистой массы, освоение гончарного круга и работа на нем

Просмотров: 1898Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Профессионал-гончар может выполнить изделие на круге из масс, широко отличающихся по влажности, однако начинающий керамист должен работать с весьма пластичной массой, способной абсорбировать еще достаточное количество воды не размокая.

Масса перед началом работы должна быть хорошо перебита способами, описанными ранее. Необходимая консистенция глины устанавливается в зависимости от сложности конфигурации изделия.Далее...

Центровка

Просмотров: 2267Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Шар из глины (колобок) с некоторой силой бросают в центр вращающегося круга. Плохо отцентрованный, «бьющий» шар будет вращаться как бы «взлетами» и рано или поздно соскочит с головки круга. Опытный мастер достигает нужного центрирования несколькими ловкими, без опоры, движениями. При быстром вращении колобок должен казаться почти неподвижным. Чтобы достичь этого, вначале надо тем или иным путем основательно зафиксировать руки, для чего локти надо прижать к корпусу тела.Далее...

Усиление текстуры массы

Просмотров: 1798Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Дополнительная текстурная проминка глины на вращающемся круге придает глиняному изделию большую однородность и большую прочность не только в сыром состоянии, но и в обожженном. Поэтому вслед за центрированием, сжимая глину обеими руками и медленно поднимая их кверху, — купол преобразовывают в конус. Чтобы не сбить массу с центра, голову надо наклонять и приближать к осевой линии станка (круга). Давление рук должно быть направлено под прямым углом к оси головки станка.Далее...

Устройство гончарного круга

Просмотров: 6024Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Гончарный круг (станок) состоит из вертикального вала, на вершине которого закреплена круглая плоская головка; на ней и производят точение изделий. Круги могут работать непосредственно с помощью ножного привода (маховика) или через шестеренчатые передачи, увеличивающие или уменьшающие скорость вращения.

Гончарный круг

Головка и маховик обычного гончарного круга

На обычном гончарном станке работают сидя сбоку на скамейке станины круга. Русские гончары в старину устанавливали маховик с едва заметным наклоном к толкающей правой ноге.Далее...

Инструмент

Просмотров: 2055Комментарии: 0
Точение форм на гончарном круге

Основным инструментом гончара являются его руки; кроме того, применяются различные вспомогательные приспособления.

Инструменты

Основной набор гончарного инструмента:

1 - толщинометр, 2 - подъёмник, 3 - проволока, 4 - губка, 5 - шаблоны

Толщиномеры и циркули необходимы для уточнения размера изделия, а также при повторном изготовлении того или иного экземпляра.

«Греческие» губки (или резиновые и пластмассовые их заменители) применяются для увлажнения поверхности изделия во время точения, а при необходимости — для ее сглаживания.Далее...

Третий обжиг (муфельный)

Просмотров: 1928Комментарии: 0
Мастерство

Этому обжигу подвергают не каждый вид керамики: весьма часто он используется применительно к белому тонкому товару («белью»), например фарфору. В таком случае его расписывают в основном надглазурными керамическими красками, флюсующимися и приплавляющимися при 800—900°С и даже ниже (см. Надгазурная живопись и муфельный обжиг).

При выполнении уникальных художественных изделий иногда возникает необходимость и в четвертом и пятом обжигах, что зависит от технологических свойств используемой палитры красок.Далее...

Изготовление горшка из спиралей или колец

Просмотров: 1970Комментарии: 0
Мастерство

Этот способ был уже известен древним гончарам. Им могут быть созданы весьма художественно выразительные и характерные для глины формы.

Интересно отметить, что в весьма давние времена изготовление полой керамики с помощью колец или спиралей в ряде местностей было в основном ремеслом женщин; лишь позже, с появлением гончарного круга, подобное исполнение перешло к мужчинам.

Способы со спиралями или кольцами не требуют особого оборудования, но они довольно длительны и не предоставляют «свободы творчества» и большого разнообразия при создании форм.Далее...

Глазурование и декорирование

Просмотров: 2208Комментарии: 0
Мастерство

После того, как изделие остынет, его глазуруют, обжигают и декорируют или же сразу декорируют, а затем глазуруют прозрачной глазурью, т.е. наносят тонкий слой водной суспензии глазури, и обжигают. Изделие, подвергнутое второму обжигу, становится водонепроницаемым и гигиеничным в употреблении.

Не все виды керамики глазуруют.

Наращивание стенки горшка

Просмотров: 1844Комментарии: 0
Мастерство

Стенки горшка можно нарастить двумя способами.

Первый способ. Жгуты изготовляют такой длины, какая только возможна без их разрыва и с минимальным числом соединений (стыков). Первый из них спирально, чаще всего расширяя диаметр, размещают на плоскости дна; при этом приблизительно каждый сантиметр жгута слегка и с одинаковой силой придавливают, стремясь вытеснить воздух.

Когда первая спираль полностью свита, конец ее косо срезают, и к нему прижимают начало новой спирали.Далее...